| | | | | | | | | | colWin | colCalc |
| Выбор материала футляра. Внимание! Данные предоставлены как личное мнение авторов программного комплекса по подбру футляров | | | |
| Материал | Стеклопластик | Железобетон ГОСТ 6482-88 | Железобетон ГОСТ Р 58323—2018 | Сталь ГОСТ 10704-91 | ПП со структурированной стенкой | ПНД ГОСТ 18599-2001 | Чугун ВЧШГ ГОСТ 9583-75 | | | |
| Примерная стоимость за 1 метр (Д1000 SN16 либо для глубины 6 м) на 10.10.2023 | 3265 | 7900 | 17750 | 23026 | 23497 | 40642 | 68158 | | | |
| Возможность бестраншейной прокладки методом микротоннелирования | Да | Нет | Да | Да | Да | Да | Нет | | | |
| Возможность бестраншейной прокладки методом продавливания | Да | ? | Да | Да | Да | Да | Нет | | | |
| Требование гидроизоляции | Нет | Да | Да | Да + ЭХЗ | Нет | Нет | Да | | | |
| Значительное охрупчивание при отрицательных температурах (1) | Да | Нет | Нет | Нет | Да | Да | Нет | | | |
| Повышенная масса, увеличение логистических затрат | Нет | Да | Да | Нет | Нет | Нет | Да | | | |
| Большой запас вертикальной прочности в сортаменте | Да | Нет | Да | Да | Нет | Нет | Да | | | |
| | | | | | | | | | | |
| Примечание | | | | | | | | | | |
| Существуют проектные решения, в которых пластиковые нежесткие трубопроводы находятся в зоне промерзания (например, довольно часто, при устройстве ливневой канализации). При отрицательных температурах у пластиковых трубопроводов теряется гибкость и повышается кольцевая жесткость. Трубы при этом становятся жесткими и расчет должен производится как для жестких труб, например как для бетонных. Для жестких труб производителем проводятся испытания, при какой приведенной нагрузке кН/м начинают образовываться трещины. Но для замороженных гибких пластиковых труб такие испытания от производителя не были найдены, поэтому для таких случаев отсутствует возможность точного доказательства прочности трубопровода при вертикальных нагрузках. За исключение можно принять некоторые стеклопластиковые трубы, так как они обладают значительно большей кольцевой жесткостью относительно других пластиковых труб (в 1000 раз больше), поэтому есть вариант рассчитать приведенную нагрузку как для жесткой бетонной трубы, перевести нагрузку в давление в МПа и сравнить ее с кольцевой жесткостью стеклопластиковой трубы, которая по сути является так же давлением в МПа, при котором достигается предельнодопустимая вертикальная деформация. При замораживании стеклопластиковой трубы, ее кольцевая жесткость только повысится, поэтому данный способ расчета, как доказательства прочности, правомерен. | | | |
| | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | |
| Причины устройства футляра | | | | | | | | | | |
| Прямое указание нормативов для некоторых ситуаций, например: | | | | | | | | | | |
| СП 32.13330.2018 п.6.1.3. В местах пересечения сетей водоотведения с трубопроводами водоснабжения допускается уменьшение расстояния по вертикали (в свету) в земле до 0,2 м (вниз от стенки трубопровода водоснабжения до стенки трубопровода водоотведения) при условии выполнения мероприятий по защите трубопровода водоснабжения от залива сточными водами при аварии, а трубопроводов канализации - от продавливания вышерасположенными сетями (футляры, обоймы). Длину футляров (обойм) следует принимать не менее чем на 2 м в каждую сторону от стенок трубы канализации. | | | | | | | | | | |
| СП 31.13330.2021 п.11.51 Переходы трубопроводов под железными дорогами I, II и III категорий общей сети, а также под автомобильными дорогами I и II категорий следует принимать в футлярах, при этом следует предусматривать закрытый способ производства работ. При обосновании допускается предусматривать прокладку трубопроводов в туннелях | | | | | | | | | | |
| Необъходимость обеспечения замены проектируемой коммуникации в будущем, без серьезной реконструкции пересекаемых сооружений | | | | | | | | | | |
| Необъходимость защиты проектируемой коммуникации от вертикальных транспортных нагрузок | | | | | | | | | | |
| и_т.д._________________________________________________________________ | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | |
rowWin | | | | | | | | | | | |
rowCalc | | | | | | | | | | | |