Мой опыт проектирования ливневой канализации на автомобильных дорогах

 

Привет Коллеги!

Начиная с 2020 года, угораздило меня «вступить» в проектирование ливневой канализации на одной бюджетной автомобильной дороге. Казалось бы – кайфовый объект! Самое лёгкая работа из всех вариантов для инженера ВК. Новая дорога, существующих помех нет, трассы простые, далее ЛОС и сброс в водные объекты. И цена раза в 4! больше рыночных расценок за наружные сети.

Вступил. По самую шею). Но это спойлер, это я забегаю вперед.

Нужно молчать

Буду изо всех сил стараться не указывать никакие названия и имена (кроме мостодонтов), ибо договор, который мы подписали, густо, в несколько страниц, снабжен пунктами, описывающими изощренные штрафы и прочие средневековые расправы над нами, если мы проболтаемся хоть о чем вообще, и не дай бог, сорвем сроки. Но совсем смолчать я на могу, праведная ярость за потраченные лучшие годы на данный объект (в количестве 3.5 штук!) неуемно подгорает и ищет выхода.

И еще это не просто веселая статья, это у меня такое развлекательное порфолио для людей, которые в теме.

Сначала всё было очень замечательно

Такой конфетно-букетный период между всеми участниками – сюсю, непременно справимся, у нас лучшие профессионалы, обязательно все предоставим, всегда платим вовремя… Все пушистые и никто не на кого совсем не орёт…

Объект технически простой, цена классная. Пугающая фишка была в том что дорога очень длинная, суммарно на стадии П – 100 км. Ливневку и очистку стоков нужно было делать в водоохранных зонах и зонах ЗСО подземных источников водоснабжения. Получалось под 80 км сетей и тысячи колодцев. Ну так яж тоже не прост! Я сейчас понапишу скриптов на VBA и у меня всё само начертится, посчитается и оформится) Тогда я принял такое большое количество принципиально одинаковых схем как интересный вызов для автоматизатора. Это потом сильно спасало.

Первое мракобесие

началось за 2 недели до сдачи в экспертизу – сказали что нужно срочно переделать ВСЁ. Я еще тогда недоумевал – генпроектировщик дорог имеет опыт проектирования этих дорог со времен Советского Союза, как же с таким опытом можно было так гексогенно обделаться? Оказывается, подобное действо у нас является традицией. Схема вкратце следующая: заказчик и генпроектировщик заключают договор, по которому генпроектировщик обязуется выполнить стадию П в определенный срок и удачно пройти госэкспертизу. А если не сдюжит, то ожидают его по договору страшные изощрённые лишения. При проектирвании попадаются у нас часто нечёткие нормативы (особенно после отмены четких СНИПов-хрипов). Как правило есть 2 варианта решения – дорого и надежно или дешево и рискованно, но вроде тоже можно. Генпроектировщик, стимулируемый условиями договора, рисковать не хочет и выбирает «дорого и надежно», чтобы пройти экспертизу наверняка. Далее долго и качественно делает весь проект и последним этапом – сметы, определяющие стоимость строительства. Сроки соблюдены, даже еще есть целых 2 недели. Заказчик получает эти сметы, охреневает от цены, нанимает другую команду спецов-проверяльщиков, которые и сообщают ему, что оказывается есть вариант – «рискованно, но вроде тоже можно», в результате которого экономятся сотни миллионов рублей. И начинается напряженный спор, в результате которого генпроектировщик всегда проигрывает (ибо сотни миллионов - не шутки). Поступает убитая горем команда – надо изменить начальные решения и переделать всё. И в эти адовы 2 недели (а вы же помните про 80 км сетей и тысячи колодцев) уже не стоят вопросы о каком то там качестве или проверке в 2 головы. Там надо просто, чтобы хоть что-то было к сроку сдачи, а, в период замечаний, еще что-нибудь доработаем.

Статус «классный проект» сменился на «по деньгам, в общем-то, как обычный»

 

Оффтоп возмущения

Немного офтопп – меня потом сражают рассуждения чиновников, де - да что ж у нас проектировщики такие плохие, ошибка на ошибке. Давайте им какие-нибудь курсы повышения квалификации придумаем, и будем сурово наказывать тех, кто не сдаст. Блестящий анализ господа аналитики! А какое элегантное решение..

Как я уже сказал, все выше описанные события – традиция, или другими словами – объективное противоречие, которое может решаться только на уровне большого начальства предварительным планированием.

Вторая объективная причина – это недвижимый срок сдачи в экспертизу и отсутствие прозрачного подробного календарного плана всех процессов. Когда есть большая цепочка участников, недвижимый дедлайн и плохое отслеживание процессов, угадайте кто будет больше всех виноват? Правильно – последний, который перед самым дедлайном.

Третья причина – это конечно коррупция. Это когда наблюдается обилие предложений перепроектировать чьё-то творчество, но только вот денег совсем нет и срок вчера истек. Начинаешь отслеживать события и опять выясняется, что данный проект на тендере достался какой-то мелкой блатной фирме, которой почему то хорошо платили, при этом она ничего хорошего не сделала и потом ловко ушла в ночь.

О чудо

Прошли госэкспертизу как-то!). Радуемся. И еще не ведаем, что прошедший экспертизу говнодокумент (почему говнодокумент – см. выше), от ныне является священным писанием и должен будет неукоснительно, до черточки, соблюдаться при возделывании стадии Р. Вообще, все то что случилось выше – это пока как бы легкий разогрев перед настоящим испытанием истинного самурая инженерного искусства. Но мы пока в наивном неведении, уверенные, что выполнили процентов 70 работы и радуемся.

Генадий что то знает..

Началась стадия Р. По началу - полный расслабон. Доделал автоматику, сижу, на кнопочку жму и легко перестраиваю проект, когда его надо немного изменить по просьбе смежников. Жизнь удалась. Генпроектировщик только какой-то кислый. Требует вечно с нас какие-то неодекватные ведомости. То сделайте ведомость всех участков трубопроводов (которых тысячи), с указанием на каждом участке земляных работ, длины до стенки колодца, объемов труб и частей колодцев, всех объемов засыпок грунтов и т.д. То ведомость всех колодцев, с указанием всего на свете, что может быть в этом колодце. (Хотя таблицы колодцев - присутствуют). Мы отписываемся – вот мол ГОСТ СПДС, в нем состав стадии Р и согласно ему не требуется. А он грустно так, обреченно вздыхает и говорит – ну ладно, типа вам жить то дальше… ЗНАЕТ ЧТО-ТО.

Согласование с ТСМ

Очень внимательные и дотошные замечания. До миллиметров – в прямом смысле. Вот идет, например, участок, состоящий из 400 бетонных лотков по 1 метру. Замечание – обрезок последнего лотка у вас на 5см не влез. Ну посчитать если общую неизбежную погрешность, на каждый поворотный шов по 1 мм + погрешность изысканий + учет того что длины в плане, меньше длин по уклону + погрешность длины изделия лотка и получится у вас общая погрешность полметра. Соблюдать точность в проекте свыше неизбежной погрешности называется не рациональным проектированием и раньше обозначалось «по месту» или не учитывалось. И ведомости опять им все дополнительные подавай для тотальной проверки.
Справедливости ради нужно сказать, что большинство замечаний были логичны и правильны с позиции дотошного внимательного строителя. Но проект ведь можно при желании справедливо совершенствовать до бесконечности – требовать дополнительные узлы, показать на плане еще больше информации, учесть такие, сякие миллиметры, а вот доплачивать за данный банкет уже никто не собирается. Для того и придуманы были ГОСТ СПДС, чтобы ограничить необходимую и достаточную информацию и защитить проектировщика от бесконечных дополнений.
Но, исправляем миллиметры, становимся похожими на ППР. И так далее, еще года два! И оплата за проект не будет произведена до их полного удовлетворения.

А в это же время началось…

 

Согласование с Автодор-Инжиниринг
 

Господи за что…

Такое чувство, что я в прошлой жизни был кем то ужасным (не знаю.. сжигал деревни, рубил котят) и вот, наконец, таки обрел возмездие. Карающую длань экспертов Автодора. Обрёл неутомимые вопросы – «а почему у вас вот этот болтик не соответствует священному писанию стадии П?». «Где же всякие ведомости, которые мы любим?». Или – «Почему у вас вот эта цифирка с прошлого раза изменилась?». Блин, да потому что с другой стороны нас еще строители постоянно плющат и мы постоянно вносим изменения.

Непостижимая квинтессенция бюрократической какафонии. Инквизиторская любознательность. Я просто потерял счет времени и забыл имя свое. Тонны бумаги, закрученные в неистовый торнадо под смех сатаны. Заученное до автоматизма движение рук по распознаванию пдф файлов замечаний и оформлению ответов. В конце даже образовалась база ответов, чтобы просто вставлять готовые. Уверен, что у них там есть такая же база вопросов…Ушел в буддизм, чтобы более по ночам не спрашивать у себя вопрос «зачем», а просто спокойно принять.

 

Статус проекта – «Смех сатаны».

Финал
 

Наконец-то неистовые бумажные претензии остановились, потому что всё уже построили. Так, иногда раздаётся небольшое адово эхо в виде редких бюрократических замечаний. А денег нашей фирме до сих пор еще должны.

Изначально казавшаяся «полной» индивидуальная автоматизация проекта сумела решить только половину всей работы, благодаря изощренному гению проверки. Но без автоматики было бы совсем плохо.

Будете вступать в подобное, помните - срок П+Р = 3.5 года и условия оплаты должны быть соответствующие.

 

PS

Это было мое развлекательное портфолио. Если заинтересует автоматизация формирования ведомостей объемов работ и спецификаций из Автокада или Робур топоматик – обращайтесь по следующим контактам. Телефон к сожалению не всегда доступен, но интернет - всегда (почта, вотсап, телеграмм).